ASA Джамбо 4

ASA Джамбо 4 — современный параплан для полетов вдвоем. Он подойдет как пилотам любителям, так и профессионалам. Любители оценят простоту управления, запас пассивной безопасности и высокое аэродинамическое качество. Профессионалы — легкий старт в любых условиях, большой диапазон скорости и большой ресурс крыла.

Крылья линейки Джамбо уверенно выдерживают по 1800 стартов на гидравлической лебедке или 1200 полетов в Непале (400+ часов воздухе).

Параплан Джамбо 4 предназначен как для свободных полетов, так и полетов с мотором или паратрайком.

Особенности параплана Джамбо 4

В параплане Джамбо 4 применен комбинированный аэродинамический профиль. Он сочетает в себе характерную для высоконесущих планерных профилей «подрезку» и небольшую S-образность в хвостовой части профиля. Подрезка обеспечивает высокий коэффициент подъемной силы на маленьких скоростях. ПоэтомуДжамбо 4 легко взлетает в слабый ветер и в штиль даже с очень ограниченных площадок.

При полностью отпущенных триммерах и управлении профиль параплана приобретает S-образную форму, то есть становится в некоторой степени самобалансирующимся («рефлексным»). В результате увеличивается полетная скорость (примерно на 10 км/час) и одновременно с этим возрастает сопротивление к подвороту передней кромки параплана в турбулентном воздухе.

Стропная система параплана сделана со значительным запасом прочности, для того, чтобы обеспечить возможность полетов со значительны перегрузом (например, для полетов с двухместным трайком). Для переднего ряда и центральной части крыла применены стропы с разрывным усилием 350 кг. Изготовление петель на концах таких строп потребовало применения специальной технологии двойного шва со смещением, которое позволяет уменьшить концентратор напряжения и тем самым избежать уменьшения прочности стропы.

Основные отличия от Джамбо 2

Параплан Джамбо 4 является логическим продолжением удачного предшественника Джамбо 2. Производитель применил множество современных технологий отработанных при создании парапланов Спирит 2 и Тайран 5, благодаря чему удалось улучшить управляемость, аэродинамическое качество и устойчивость при полете на большой скорости.

В управлении применена система сборивания задней кромки благодаря чему управление стало легче и эффективнее.

На ушах используется безмоментный аэродинамический профиль, это повышает устойчивость к сложениям в турбулентной атмосфере, а так же путевую устойчивость.

Изменена схема стропления, ушная (stabilo) стропа в Джамбо 4 поддерживает 5 отсеков на ушах. Благодаря этому, при полете с отпущенным триммером появляется дополнительная положительная крутка крыла, что увеличивает запас устойчивости к сложениями.

Обновлена внутренняя силовая схема крыла. Улучшено качество верхней поверхности и увеличен ресурс крыла.

Полет на параплане Джамбо 4

Наполнение купола и подъем крыла не вызывают трудностей даже в штилевых условиях. В сильный ветер может проявиться незначительная тенденция к «обгону». Она легко парируется пилотом.

Управление эффективное даже при небольших расходах (15…20 см) и усилиях. Этого вполне достаточно для обработки термических потоков. В то же время большой максимальный ход управления (около 80 см), проогрессивное увеличение нагрузки, делает крайне маловероятным случайный срыв крыла.

При полете в турбулентных условиях демпфирование умеренное. Однако это легко компенсируется большими возможностями для активного управления. Раскрытие в случае несимметричного подворота происходит самопроизвольно за 2…3 секунды, доворот плавный и обычно не превышает 90 градусов.

Посадка не имеет особенностей, определить правильный момент для торможения («подрыва») легко.

Технические характеристики 

  Джамбо 4 (39) Джамбо 4 (42)
Площадь крыла, м² 38,80 42,48
Размах, м 14,23 14,90
Удлинение 5,22 5,22
Площадь в проекции, м² 33,33 36,50
Размах в проекции, м 11,36 11,90
Удлинение в проекции 3,88 3,88
Количество отсеков 51 51
Допустимый полетный вес, кг 125–210 150–240
Скорость минимальная, км/ч 25 25
Скорость триммерная, км/ч 38 38
Скорость максимальная, c отпущенным триммером, км/ч 51 51
Снижение минимальное, м/с 1,1 1,1